Почему люди путешествуют? Что ими движет? Где в России самые живописные места? Что такое фототуры? И почему с каждым днем их становится все больше? Обо всем этом мы побеседовали с Александром Юсуповым — пейзажным фотографом и путешественником.

За плечами Александра большой опыт участия и руководства горными походами, разряд по альпинизму. В поисках прекрасного он уже успел побывать во многих местах: Алтай, Ергаки, Хибины, Байкал… Как истинно творческий человек, Александр тонко чувствует состояние природы и передает его в своих фотографиях.

…Мне запомнилась эта первая ночь, когда я один был в долине Горных духов. Я взял с собой кружку, пакетик чая, пару конфеток, курагу, ириски, что-то еще. Всю ночь так сидел, костер небольшой разжег из кедрового стланика.

Довольно сложно как-то передать эти ощущения, когда ты находишься в горной долине один, а над тобой такое шикарное звездное небо. Даже не знаю, как это описать. Такое чувство, которое просто тебя переполняет: ты понимаешь, что весь мир… он принадлежит тебе.Александр Юсупов

 

ActiveHike:

— Александр, расскажите немного о себе.

Aлександр:

— Основной род деятельности — инженер-конструктор, работаю в одной московской проектной организации. Главное хобби — это фотография и горный туризм. С самого детства я, благодаря родителям, хожу в походы. Со временем увлечение походной жизнью переросло в увлечение пейзажной фотографией. Сейчас у меня уже большой опыт и участия, и руководства походами, в том числе горными. В молодости также немного занимался альпинизмом, есть разряд.

Что касается фотографических достижений: финал «Дикой природы России» 2015 года, в этом году две фотографии в шорт-лист вошли, жду результатов. Также победитель конкурса Epson в 2016 году в категории «Пейзаж», победитель конкурса телеканала «Моя планета» в 2017 году. Собственно говоря, я только последние год-два начал участвовать в общественной фотографической жизни, поэтому я думаю, у меня еще все впереди.

AH:

— Как произошло Ваше знакомство с фотографией?

A.Ю.:

— Это очень интересный момент. Когда-то я ходил в художественную школу, потом перешел в школу дизайна. Там интересный был кружок с нестандартным руководителем. Он давал любопытные развивающие творческие задания. Со временем я все это было забросил, отвлекся на более прагматичные вещи: подготовка к университету, потом учеба, занятия спортом — альпинизм.

В какой-то момент взял камеру, решил попробовать пофотографировать. Как сейчас помню, сфотографировал снегиря, который сидел на ветке зимой. Мне понравилось, выставил на Фотосайт. Тогда это был самый известный и популярный ресурс. И после этого постепенно все закрутилось. Сходил в поход на Алтай. Понял, что нужно осмысленно подходить к организации походов, чтобы была возможность результативно заниматься фотографией.

Шавлинские озера, Алтай (слева) и Южная Демерджи, Крым (справа); фото Александра Юсупова

AH:

— Где и как Вы учились фотографии и кто повлиял на Ваше творчество?

A.Ю.:

— Чтобы целенаправленно ходить учиться — у меня такого не было. Читал материалы в интернете, разные тематические ресурсы, участвовал в форумах: читал, смотрел. Простых универсальных рецептов здесь нет. Принципы первоначально почерпнул из общеизвестных источников. Дальше смотрел работы известных фотографов, общался с коллегами. Очень много полезных навыков и умений почерпнул в походах Александра Ермолицкого.

Я считаю, что для пейзажной фотографии нужна, прежде всего, практика. Чем больше, тем лучше. И, конечно, подходить к этому надо осмысленно. Не просто снимать все подряд, а следовать определенной методике: снимаешь, фиксируешь то, что у тебя получается, потом все это отсматриваешь, сравниваешь с тем, что сняли другие в том же месте и похожих условиях. Понимаешь, какие ты упустил моменты, находишь какие-то недостатки, видишь, где по-другому снять можно было. То есть происходит аналитическая работа. Делаешь выводы, и на следующий год в походе стараешься учитывать это.

AH:

— Что Вас вдохновляет в фотографии? Что для Вас важнее: процесс съемки или результат?

A.Ю.:

— Все существенно. Конечно, этап планирования похода очень важен, особенно если ты уже был в этом месте. И даже если не был, все равно отсматриваешь фотографии на всех фотографических ресурсах, кто там что снимал. Понимаешь, какие могут быть интересные сюжеты, к ним готовишься. Понимаешь, когда ты там должен быть, в какое время, с каких точек интереснее снимать. И планируешь какие-то кадры.

Естественно, когда ты появляешься на месте, все может быть совершенно непредсказуемо. Могут быть совершенно другие условия. Допустим, в этом году у меня был запланирован «шедевр» на Шавлинском изгибе. В этом месте река Шавла делает очень красивый S-образный изгиб, это очень эффектно смотрится на переднем плане, а на заднем плане — заснеженные вершины Северо-Чуйского хребта. Очень живописное место с точки зрения фотографии. У меня на этом месте было запланировано несколько фотосъемок.

А получилось, что когда туда мы шли, то не было идеального света ни на закате, ни на рассвете. Когда обратно шли, то погода испортилась и повалил снег. И получились такие достаточно мистические фотографии: кусочек изгиба, а остальное в белой пелене. Совсем не то, что планировалось.

Это на самом деле очень здорово и интересно, потому что фотографировать одно и то же скучно. До нас это уже сняли. В том и состоит прелесть пейзажной фотографии: невозможно снять два раза один и тот же кадр. Каждый раз, когда ты приходишь на место, что-то меняется: освещение, условия, осадки, туманы, все это по-разному складывается. И по-разному ты видишь все это. Соответственно, итоговые фотокарточки сильно отличаются.

Конечно, доля перфекционизма у пейзажных фотографов есть: хотелось бы, чтобы именно так вот солнце светило, так облака расположились. Но это здоровый перфекционизм. Когда человек полностью доволен своими фотографиями, он перестает развиваться. Всегда чего-то не хватает, хочется, чтобы что-то сложилось более идеальным образом. Это позволяет работать над собой.

Шавлинские озера, Алтай; фото Александра Юсупова

AH:

— Есть ли у Вас любимые места, погода, сюжеты, форматы фотосъемки?

A.Ю.:

— Места в любой горной местности есть очень красивые и живописные. Что-то выделять сложно. Допустим, Алтай — очень мощное по энергетике место. Я не очень верю во всякую мистику, но, тем не менее, когда приезжаешь на Алтай, там даже дышится как-то легче. Такое очень светлое, хорошее место. Там приятно просто находиться. На Алтае очень красивая природа, но не всегда просто ее сфотографировать.

А вот, скажем, Ергаки — с точки зрения фотографии просто идеальное место. Там очень живописные остроконечные пики, постоянные цветущие клумбы — очень красиво. Озера с островками. Если смотреть с точки зрения пейзажной фотографии, то, пожалуй, самое шикарное место из всех, где я бывал, — это Ергаки.

По погоде, когда я только начинал, естественно, это были рассветы — закаты. Сейчас уже немножко отошел от них, даже более того, в последний наш фотовыезд у нас не было ни одного толкового рассвета, ни одного шикарного заката. Тем не менее достойные кадры мы сняли. И без классических условий пейзажной съемки можно делать красивые фотографии.

Для меня наиболее приятные и интересные условия — это туман. Легкий туманчик, желательно, чтобы он был не сплошной пеленой, а рваными клочьями. Таким бывает в горах туман: облака плывут очень красивые, атмосферные карточки получаются. Туман — это, пожалуй, самое интересное, что может быть.

AH:

— Большинство Ваших фотографий сделано в горах. Чем Вас привлекают горы и какие есть особенности съемки в таких условиях?

A.Ю.:

— Горы — это что-то монументальное, величественное, на фоне чего человек чувствует себя такой маленькой, беззащитной песчинкой. Фактически, когда мы попадаем в горы, мы прикасаемся к чему-то грандиозному, вечному. Поэтому фотографии гор всегда выходят очень эмоциональными. Наверное, потому многие фотографы и отдают предпочтение горным видам. Плюс композиционно достаточно просто фотографировать, когда не плоская равнина, а есть возвышения, вертикальные объекты. Легче кадр компоновать, более интересно и живо получается.

Полигональные озера и озеро Имандра, Хибины; фото Александра Юсупова

AH:

— Расскажите историю одной из своих самых любимых фотографий, о которой приятно вспомнить.

A.Ю.:

— У меня есть ночная фотография «Звезды над Звездным». Она снята в Ергаках. Я уже говорил, что там очень живописный передний план из цветущих жарков. Снята она была так.

Было это на ручье Горных духов. Стояли мы там три дня. Был туман, облачность, мы там достойно поснимали. Но затем, когда мы спустились вниз, на озеро Художников, начался антициклон и безоблачная погода. То есть, когда более интересные кадры будут ночью со звездным небом, для съемки которых нужно было подняться обратно в долину Горных духов. Тогда мы с Саней Ермолицким в одной палатке жили.

И я предложил Сане вместе с палаткой переместиться на старую стоянку, но он отказался, у него какие-то другие планы на вечернюю съемку были, да и подъем там нормальный — 120 м по вертикали. В итоге я пошел первую ночь один, поснимал. К сожалению, ночью набежали небольшие облачка, идеальные фотографии звездного неба не получились.

Мне запомнилась эта первая ночь, когда я там один был в долине Горных духов. Я взял с собой кружку, пакетик чая, пару конфеток, курагу, ириски, что-то еще. Так и сидел, костер небольшой разжег из кедрового стланика. Был очень интересный опыт.

Когда я туда поднимался, у меня были, так скажем, некоторые опасения, как я проведу там ночь один. Там мишки шалят. Но как-то я отвлекся на фотографирование, на всю эту красоту. И все прошло удачно, я даже поспать успел немного между ночной и утренней съемкой. С утра спустился в лагерь. Что-то Александру показал. На следующую ночь сагитировал его со мной идти.

Вторая ночь, когда мы с Александром Ермолицким туда поднимались, прошла очень удачно. Облаков не было, ночь была звездная, небо луной не засвечивалось. Александр снял очень хороший, красивый кадр. И я снял интересный кадр «Звезды над Звездным». Еще на обратном пути мы озера поснимали на рассвете.

В общем, ночь прошла не зря. И это одна из таких ночей, когда интересен не только результат съемки, но и процесс. Ночная съемка — она ведь очень длительная. Ты стоишь, просто любуешься звездным небом. В горах воздух чистый, звезды крупные — это очень красиво. Такие виды запоминаются на всю жизнь.

Звезды над Звездным, Ергаки; фото Александра Юсупова

AH:

— Какую фототехнику Вы используете? Что больше всего Вам подходит?

A.Ю.:

— Фототехника у меня простая. Фотоаппарат Nikon D7000 и объектив широкоугольный для съемки видовых пейзажей, в том числе для съемки звездного неба: Tokina 11-16/2.8 и объективчик для более камерных композиций Nikkor 35/1.8. В принципе, я планирую со временем покупать более длиннофокусные варианты. А пока обхожусь вот этой техникой. Ну, естественно штатив, полярик, НД фильтры — стандартный набор пейзажиста.

AH:

— Что Вы думаете об обработке фотографий? Как построен этот процесс у Вас?

A.Ю.:

— Я считаю, что, если мы говорим о пейзажной фотографии, а не о компьютерной графике, не о коллажах, то обработка должна быть умеренной. Я стараюсь обработать фотографию так, чтобы получилась картинка, максимально похожая на то, что я видел глазами. Естественно, камера не имеет возможностей снимать так, как видит глаз. Глаз — гораздо более совершенный оптический прибор с точки зрения динамического диапазона яркостей. И с помощью различных технических приемов и обработки можно добиться того, что картинка на выходе будет такой же, как ты ее видел глазами.

Я знаю, что порой при обработке существенно повышают насыщенность цветов, меняют положение небесных светил, меняют небо, еще что-то вшопливают. Получается не фотография, а компьютерный коллаж, который в реальности никогда не существовал.

Пожалуйста, хотите это делать — делайте, но напишите честно, что это компьютерный коллаж. Здесь я сделал то-то, то-то, здесь я в три раза увеличил Луну. Потому что многие люди верят, что вот это реально было. И потом приходят в большое уныние, когда видят фотографии, но не могут ничего подобного снять сами.

Отдельный вопрос субъективности восприятия. Если с момента съемки проходит значительное время, то сложно понять, где картинка, а где твои впечатления, воспоминания о ней.

долина реки Малая Белая, Хибины; фото Александра Юсупова

AH:

— Что Вас привлекает в фототурах? Давно ли занимаетесь их организацией?

A.Ю.:

— В какой-то момент я понял, что пребывание в горах для меня — это фотография, а не просто путешествие. И пришел к тому, к чему в итоге приходят все фотографы: что под фотографические цели нужен определенный формат похода. Если обычный спортивный поход (не дай Бог) или просто туристический выход, предполагает достаточно серьезные нагрузки, достаточно длинные переходы, мало дневок, мало остановок по пути, то фототур — это все с точностью до наоборот.

Мы идем не спеша (но не в ущерб фотосъемке), останавливаемся там, где нам нравится, где видим фотографический потенциал. Обычно я знаю самые выгодные места и удачные точки съемки, так как прошел этот маршрут заранее, изучил снимки коллег и проконсультировался с «аксакалами» этих мест. Естественно я делюсь всей этой информацией с участниками, что позволяет им делать очень крутые кадры.

Мы можем стоять на живописном месте день-два, пока не сложатся какие-то интересные условия для съемки. Чтобы была возможность походить, посмотреть, вжиться в локацию, найти интересный ракурс. Все это невозможно сделать в формате обычного похода. Элементарно на это нет ни сил, ни времени. Прибежал, поел, поставил палатку, упал, встал и идешь дальше. В таких условиях что-то достойное снять можно лишь случайно.

Я помню первые разы, когда ходил с туристической группой. Ты видишь что-то шикарное, красивое, что тебе прямо срочно нужно снять, а ты не можешь, потому что все идут дальше. С некоторым неодобрением на тебя смотрят, когда ты пытаешься остановиться или, тем более, штатив достать. То есть, в принципе, все люди, которые ставят себе задачу привести какие-то интересные кадры из походов, — действуют в формате фототуров. Обычный поход туристический совершенно не пригоден для этих целей.

Занимаюсь организацией я достаточно давно, просто раньше это были выезды компании друзей и единомышленников. А в какой-то момент создалась такая ситуация, что у друзей появились дети, работа, ипотеки и прочие жизненные сложности и я понял, что собрать команду из моих хороших знакомых не получится. И нужно выходить на какой-то другой уровень. То есть собирать людей именно по увлечению фотографией. Вот так я пришел к фототурам.

Шавлинские озера, Алтай; фото Александра Юсупова

AH:

— В чем ключевые особенности Ваших фототуров?

A.Ю.:

— Формат, как я немножко уже рассказал, — это, прежде всего, путешествие, направленное на максимальное погружение в какое-то место и природную обстановку. То есть, цель не пробежать максимальное количество мест, а красиво и интересно снять самые живописные локации на маршруте. Порой бывает, что в фототур включают максимальное количество популярных мест для привлечения фотографов. Потом просто пробегается все это быстро, и ничего не получается снять в связи с жесткими временными рамками. Я стараюсь закладывать стоянку на день, два, три для того, чтобы можно было более интересные условия для съемки подыскать, более живописные точки, какие-то неочевидные ракурсы.

Что еще отличает. Хотя у меня фототуры и называются коммерческими, для меня это не основная деятельность. У меня есть основная работа, я там зарабатываю деньги. А фототуры для меня — это возможность заниматься любимым делом в компании единомышленников. Поэтому у меня весьма скромные расценки. Я не считаю, что приставка фото- должна в сразу в несколько раз повышать цену на тур.

Плюс я стараюсь максимально продумать логистические решения. Часто бывает, что на одну услугу цены очень сильно различаются. Например, те же кони могут стоить 1 500 рублей в день, причем за дорогу туда с тебя сдерут деньги и за возвращение коней пустыми обратно. А можно найти за 1 000 руб. и обратную дорогу не оплачивать. По трансферу от города до начала маршрута у разных операторов могут в два раза цены отличаться.

Все это, конечно, требует времени, досконального подхода. Скрупулезного я бы даже сказал. Я стараюсь таким образом, разобравшись с ситуацией, минимизировать все расходы и соответственно понизить цену для участников.

скала Шаманка, Байкал; фото Александра Юсупова

AH:

— Как Вы готовитесь к фототурам? За сколько времени начинается подготовка?

A.Ю.:

— Подготовка может уже за год начинаться. Например, сейчас (начало ноября) я уже думаю, что по семейным обстоятельствам больше одного похода в следующем году у меня не получится организовать. Но вот один поход я проведу. Сейчас уже начинаю прорабатывать маршрут, логистику. Все это нужно сделать таким образом, чтобы можно было на всяких красивых местах постоять и в зависимости от погоды изменять маршрут, чередовать локации. Потому что где-то туманы выигрышно смотрятся, где-то это звездное небо на фоне пиков поснимать можно, где-то видовые снимки в режимное время.

А если говорить о физ. подготовке, то я никогда ее не прекращаю. Круглый год занимаюсь спортом, более плотно я стараюсь хотя бы месяца за три-два готовиться. Это ОФП, прежде всего это бег, кроссы. В период подготовки активной — кросс 2-3 раза в неделю по 10 км. Плюс я на 9 этаже живу. Перед походом недельки за 2 начинаю подниматься с рюкзаком, загруженном бутылками с водой, пешком на 9 этаж, домой. 2-3 раза. Есть некоторые нюансы, немножко по-другому мышцы работают под рюкзаком и лучше бы заранее их к этому приучить, чтобы все прошло легко и непринужденно.

Касательно физических нагрузок тоже есть определенная подготовка к фототуру, в плане логистики. Например, в прошлом фототуре на Шавлу в первый день необходимо было совершить подъем из долины Чуи. Тягомотный, крутой подъем больше 1 км набор высоты получается. Естественно, какой бы ты подготовленный не был, километр набрать за день с рюкзаком — это просто убийство для ног.

Поэтому арендовали лошадей, рюкзаки и часть людей на лошадях ехали. Кто считал себя спортсменом, налегке за ними пешком шел. Таким образом, мы сохранили здоровье, силы, и на следующий день уже спокойно прошли, и ноги у нас были в порядке. Мы лошадей арендовали на один день, а потом сами шли. То есть только на тот период, когда они максимально были нужны и загружены. Я стараюсь максимально продумывать такие моменты.

Шавлинские озера, Алтай; фото Александра Юсупова

AH:

— Расскажите о Ваших дальнейших планах по фототурам. Планируете ли увеличить их число, осваивать новые места?

A.Ю.:

— Я планирую на следующий год фототур в Ергаки. Это место очень популярное среди фотографов. Я проанализировал свои фотографии, проанализировал фотографии других фотографов и понял, что наибольшая концентрация шикарных снимков делается именно в Ергаках. Там настолько живописные виды, что можно просто шедевр за шедевром щелкать. Поэтому я решил, что нужно еще раз туда сходить.

Есть там неосвоенные места, несмотря на то, что я 2 раза там был уже. Есть Лазурное озеро, Черное озеро, Таежный глаз, Восьмерка — места, где я не был, и места очень красивые. Можно еще что-то найти, может быть не такое популярное, но, тем не менее, интересное для туристов-фотографов. Я планирую, что будет фототур в Ергаки последние 2 недели июня — когда самое цветение альпийских лугов и ручьи полноводные от таяния снежников.

AH:

— Чего, по Вашему мнению, на сегодняшний день не хватает в российском фототуризме? И каким Вы видите его будущее?

A.Ю.:

— Вопрос сложный. Думаю, что фототуризм будет развиваться в сторону большего профессионализма и специализации. 10 лет назад не было деления на какие-то туры: фото, астро, спортивные, рыболовные. Был просто поход. Люди собираются и идут вместе: кто-то фотографировать, кто-то на рыбалку, кто-то ягоды собирать, кто-то просто у костра песни поорать. А сейчас есть уже совершенно четкое разделение: вот фотографы, они идут в своем режиме в свои места, рыбаки — им нужно совсем в другую сторону и другие периоды. Я думаю, что все больше будет специализации.

Уже и среди фототуров есть специализации: северное сияние, звездопад например. Или какое-то цветение маков в Киргизии, в Крыму. То есть люди конкретно едут, чтобы снять определенное природное явление, в определенный период времени. Будут более профессиональные фирмы, специализирующиеся на таких услугах.

окрестности озера Художников, Ергаки; фото Александра Юсупова

AH:

— Что Вы можете сказать об актуальности сервиса activehike? Знакомы ли с ним?

A.Ю.:

— Я могу сказать, что очень классная идея. Мне кажется, она давно в воздухе витала, просто Вы первые подхватили, молодцы. Потому что большое количество предложений, никакой общей картины или платформы не было. Реально предложений очень много, и я знаю по отзывам и своему опыту далеко не все люди, которые предлагают туристические услуги, предлагают их в надлежащем качестве.

Бывает такое, что не отдохнешь, приедешь с плохими впечатлениями, еще какие-нибудь происшествия могут случиться. Причем происшествия могут всегда случаться, но бывают форсмажорные обстоятельства, а бывают недоработки организаторов. И, к сожалению, есть люди, которые эти недоработки производят в массовых масштабах. Я считаю, что Ваш сайт очень важен, чтобы отсеивать некачественные услуги и чтобы люди, заходя на сайт, знали, что, если здесь они купили фототур, то получат качественный продукт, то, за чем приходили.

AH:

— Дайте пожалуйста один важный совет нашим читателям.

A.Ю.:

— Надо стараться снимать всегда. Не сидеть, не ждать идеального света, идеальных условий и не копить на суперкамеру или поездки в супершикарное место. Надо прямо сейчас взять ту технику, которая есть. Посмотреть на фотосайтах, где ближайшее к Вам красивое место, где делают люди шикарные фотографии. И, несмотря ни на что, на следующих выходных выехать, попробовать фотографировать. Потому что для пейзажной фотографии важна практика, практика и еще раз практика.

Есть такая расхожая фраза: пейзажного фотографа ноги кормят. Ты ходишь, ходишь, ходишь, стараешься максимально использовать возможности для фотосъемки: утро, день, вечер, ночь. Если сплошная облачность, ищешь перспективные точки съемки. Если пустое небо — те же звезды можно снимать. Стремитесь снимать по-максимуму, потому что потом можно пожалеть, что почувствовал себя слишком уставшим и решил отдохнуть. Бывает дома посмотришь снимки и думаешь: ведь там были такие классные условия, можно было очень здорово снять, а я поленился и не пошел.

вид на Параболу, Ергаки (слева) и сияние над Малой Белой, Хибины (справа); фото Александра Юсупова

AH:

— Спасибо Вам большое за участие! Успехов в творчестве!

© интервью подготовлено командой проекта «Активный путь»

 

Вы можете присоединиться к любому из действующих авторских фототуров Александра Юсупова и отправиться в путешествие в одно из самых красивых мест России.

 

 


Подпишитесь, чтобы быть в курсе событий

и первыми узнать о появлении новых предложений на нашем сайте.
Если у Вас есть мечта о каком-то путешествии, которого нет среди наших фототуров, напишите нам об этом.
Мы с удовольствием организуем его для Вас.