Чем отличаются фототуры от других видов путешествий? Почему Россия — настоящий клад для пейзажного фотографа? И как снимать снежинки? Обо всем этом мы побеседовали со Станиславом Казновым — фотографом и путешественником.

Станислав занимается фотографией уже более 10 лет. За это время он успел сделать немало интересных снимков различных жанров. Станислав активно путешествует по миру, на его счету уже 32 страны. Однако, именно в России ему удается находить невероятно красивые места.

…Сейчас очень много мероприятий для любителей фотографии — фототуров. Наш конек — само мероприятие должно состоять из «вау-эффектов». Причем это состояние должно присутствовать у человека ежедневно. Не просто когда красиво, а состояние удивления.
Например, в нашем последнем фототуре на Эльтоне цвели водоросли Dunaliella salina. Цвели микроорганизмы. Все озеро было абсолютно розово-оранжевого цвета. Это была гигантская плоскость, сверху полностью голубая, а снизу полностью розовая. Абсолютная тишина и штиль. Люди там терялись и не знали, что делать от состояния счастья.Станислав Казнов

 

ActiveHike:

— Станислав, расскажите немного о себе.

Станислав:

— По образованию я архитектор, долгое время работаю в этой сфере. Кандидат технических наук. Фотография всегда у меня шла параллельно с основной деятельностью. Увлечение фотографий у меня началось где-то с 2006 года. Прошло какое-то достаточно большое время, когда перегораешь и хочется какого-то свежего ветра. Где-то года 1,5 назад мы решили с супругой организовать семейный бизнес и основали Мастерскую путешествий «Время открытий».

AH:

— Как произошло Ваше знакомство с фотографией?

С.К.:

— С фотографией история была достаточно простая. Первая часть этой истории похожа, наверное, на любого фотографа. В детстве у всех были фотоаппараты, все дома что-то проявляли. У кого-то это откладывается почти на генном уровне, а у кого-то нет. Мне вот этот процесс проявки пленок, получения фотографий еще в детстве нравился, когда я был маленький.

Наступает 2006 год. Я еду на Мальдивы, и понимаю, что у меня нет фотоаппарата. Вообще нет фотоаппарата. А Мальдивы и без фотоаппарата — это что-то неправильное. До этого кроме «мыльницы» ни на что не фотографировал. Принял решение пойти в магазин. Продавец советует какие-то камеры. Абсолютно как «чайник», я выбираю на цвет, вид и по цене. Тогда это был Nikon D60. С него у меня начался достаточно осознанный творческий путь. Начал понимать, что я хочу снимать, как хочу снимать. Тогда я определился, что основной у меня будет репортажная съемка и пейзаж.

Первый фотоаппарат я выбрал по внешнему виду, цене и рекомендации продавца. Мог взять также Canon, но разницы никакой принципиальной на мой взгляд нет. Этим фотоаппаратом я поснимал года 4 или 5. Потом линейке Никон я следовал дальше. Были Nikon D7000, Nikon D7100, сейчас я снимаю на Nikon D800.

г. Нижний Новгород; фото Станислава Казнова

AH:

— Где и как Вы учились фотографии и кто повлиял на Ваше творчество??

С.К.:

— Основным толчком стал Живой Журнал и посты определенных пользователей, типа Сергея Доли. Они делали реально красивые фотографии из путешествий. Я их читал, смотрел. Не профессионалы, а любители-энтузиасты, наверное, и дали толчок. То же самое и у нас, в Нижнем Новгороде, были люди, которые выкладывали свои фотографии. И я захотел потихоньку к ним приближаться, до них расти.

А с точки зрения, где учился — наверное, нигде. По интернету, по методу «научного тыка» и собственному опыту. Какие-то школы или курсы я не заканчивал. Наверное, я бы предпочел персонального учителя, нежели групповые занятия по обучению фотографии. Ничто не может заменить личное общение. Когда мы проводим фототуры, с каждым человеком занимаемся по настройкам, по композиции рассказываем более детально.

AH:

— Есть ли у Вас любимые места, погода, сюжеты, форматы фотосъемки?

С.К.:

— Можно провести какую-то статистику моих снимков: то, что я снимаю больше всего. Мне лично больше всего нравятся снимки вечерней архитектуры: ночной, вечерний город, на длинных выдержках. Мне нравятся рассветы — закаты и вообще пейзажи в режимное время. Это, наверное, снимаю больше.

А еще люблю даже не макро, а микросъемку. Например, одно время я начал увлекаться съемкой снежинок. Этот момент очень интересный и приносит большое удовольствие. Сложностей огромная масса. Не говоря о том, что не существует ни одной похожей снежинки. Из всего снега, что мы видим, они все разные. Это может быть показаться абсурдным, невероятным, но это на самом деле так.

И плюс технически это достаточно сложная съемка, поэтому увлекательно. Съемка эта сезонная, я могу сделать каких-то хороших съемок в этом направлении максимум 3-4 за сезон. Должна быть необходимая температура воздуха, безветрие, чтобы снежинки не ломались. Определенный свет и так далее, интересно.

микросъемка снежинок; фото Станислава Казнова

AH:

— Что Вас вдохновляет в фотографии? Что для Вас важнее: процесс съемки или результат?

С.К.:

— Сказать одним словом: вдохновляет вот это, я не могу. Наверное, все вместе. Мелочей не бывает. Важно все! И процесс подготовки к съемке, и сам процесс съемки, ожидание результата и, конечно же, конечный результат.

AH:

— Какую фототехнику Вы используете? Что больше всего Вам подходит?

С.К.:

— В настоящий момент у меня одна камера и три объектива. Основная камера Nikon D800, объективы Nikkor 16-35/4.0, 80-200/2.8 и мануальный фикс Samyang 14/2.8. Вот три объектива, которых мне под все задачи хватает. Почему-то среднего диапазона типа 24-70 нет, я его использую меньше всего. У меня либо широкие углы, либо телезум. Раньше много другого было, и Sigma, и Tamron. Сейчас я остановился на этом комплекте, и он меня устраивает.

AH:

— Расскажите пожалуйста, как Вам удается находить уникальные места?

С.К.:

— Тут ничего сложного нет. Россия сама по себе является самой менее отснятой страной. Дубай, Прага, США сняты-пересняты огромное количество раз. Если мы возьмем какую-нибудь Оренбургскую область, то никто не знает, что это такое, что в ней есть, кто там живет и где это.

Россия — гигантская страна с огромным количеством часовых поясов, где люди обычно живут в своей части. Никто не знает, что там на Дальнем Востоке или Чукотке — где это, что это. Может быть, это вообще другое государство, 90% людей там никогда не будет. Поэтому снимать Россию интересно. Не скажу, что это дешево. Но запас ожиданий того, что здесь хочется снять, очень богатый.

Поэтому я мониторю, смотрю и в Живом Журнале, в Яндексе специальные интересные места. Оцениваю, насколько они интересны мне, насколько они могли быть интересны другим людям. И уже непосредственно сам осуществляю туда поездку. И потом, если я понимаю, что да, это будет действительно круто, тогда мы планируем уже какой-то фототур туда.

п. Териберка, Мурманская обл.; фото Станислава Казнова

AH:

— Расскажите историю одной из своих самых любимых фотографий, о которой приятно вспомнить.

С.К.:

— Бывает, что проходят какие-то конкурсы или выставки, люди просят что-то прислать. И начинаешь думать, что отобрать. Фотографий очень много, а нужно что-то выбрать. Есть фотографии, которые нравятся больше всего. Не могу сказать, что я к ним шел. Они просто хорошо получились, и ты их постоянно рекомендуешь. Для меня одной фотографии редкой и уникальной, наверно, нет.

Мне очень нравится в путешествиях регион озер Эльтона и Баскунчака. Они славятся уникальными рассветами и закатами, которые там всегда разные. Ты не знаешь, что ждать от картинки. Там очень маленькая глубина и отражение получается не от черной плоскости, а небо прямо сливается с поверхностью воды. И все закатные облака отражены, поэтому фотографии сами по себе уникальны.

Интересно бывает, когда вода уходит и оставляют после себя различные ручейки. Кстати, последний кадр очень понравился National Geographic, они попросили его для выставки. Я назвал его «Песочный человек». Вода ушла, оставив за собой небольшие ручейки, которые образуют форму человека. Одной рукой он направлен к солнцу, которое восходит. Получается, что в нижней плоскости лежит человек и рукой кидает восходящее солнце. Это не прогнозируемый кадр, я его просто увидел, когда гулял.

Бывают моменты, когда гуляешь по родному городу, и появляется туман. Пешеходные улицы в туманах. Когда люди идут и уходят в туман, растворяются в нем. Например, в черно-белом цвете вообще шикарные фотографии. Это не прогнозируемо, просто откладываешь то, что получилось. У меня есть отдельная папочка с наиболее любимыми фотографиями. Периодически их пересматриваю и куда-то отправляю.

Песочный человек, озеро Баскунчак; фото Станислава Казнова

AH:

— Что Вы думаете об обработке фотографий? Как построен этот процесс у Вас?

С.К.:

— Есть фотография для себя, любой человек может относиться к ней, как угодно. Есть фанаты необработанных фотографий, считающие обработку искажением. Человек может радоваться тому, что сняла его камера, и дома просматривать. Если мы говорим о тех кадрах, которые показываем людям, то показывать необработанный кадр — это будет уже неправильно.

Что считать обработкой? Все мои фотографии, которые я где-либо выкладываю, так или иначе обработаны. Это и кадрирование, где-то добавление резкости, коррекция баланса белого. Потому что глаз видит одно, а камера по-другому. И не корректировать это я не понимаю зачем. Эти и другие корректировки у меня обычно ограничиваются в Lightroom’е. В Photoshop’е я обычно только добавляю резкость.

Есть еще репортажная съемка. Там обработка идет только в виде кадрирования. Может еще какие пересветы убираются, и все. Это съемка какого-то движения: митинг или спортивные соревнования — быстрая динамика. Там степень честности должна быть больше. Главное — ракурс и кадрирование самого сюжета, чтобы он эту динамику передавал.

Сейчас смотришь очень много фотографий и в Инстаграме, и в любых других сетях. Когда пейзажная фотография становится не приукрашенной обработкой, а измененной. Я не говорю, плохо это или хорошо. Имеет место все. Но, на мой взгляд, это уже больше не фотография. Когда появляется фиолетовое небо, перенасыщенные краски, которых не бывает, фэнтези. Это имеет место быть, но я этого не сторонник.

макросъемка; фото Станислава Казнова

AH:

— Что Вас привлекает в фототурах? Давно ли занимаетесь их организацией?

С.К.:

— Как ни странно, не фотография. Наверное, привлекает в первую очередь общение. Так как группы небольшие, 8-10 человек максимум, ты знакомишься с людьми совершенно разных профессий, взглядов во всем. Заряжаешься их энергией, чему-то учишься не только в фотоделе, но и вообще по жизни. Потому что люди разных специальностей имеют разное мнение, разный взгляд на жизнь, который очень ценен.

После проведения таких дружеских выездов все люди сплачиваются и общаются после завершения фототура. Кто-то едет с нами дальше, кто-то между собой встречается. Получается такая коммуникация — вот это мне кажется самым ценным. А фотография здесь хороший предлог к этому общению.

AH:

— Что вообще такое фототур, чем он отличается от обычного тура и кому может подойти?

С.К.:

— Фототур — это путешествие, туристическая поездка, основанная на том, чтобы показать людям самые красивые места какого-то региона в самое выгодное время года, суток для того, чтобы они могли в полной мере насладиться этим местом и увезти с собой красивые фотографии.

Это не значит, что все ездят с профессиональными камерами. Кто-то снимает, условно говоря, на iPhone. Кто-то снимает на мыльницу, кто-то ездит упакованный по полному. Человек в первую очередь фотографирует не камерой, а головой. Этот кадр у него останется в памяти. И это важно.

Если говорить непосредственно про сам процесс фотографии, то после фототура, если он был хорошо проведен, человек должен захотеть заниматься фотографией. Если он любитель, то те, кто проводят фототур, могут привить ему это зерно изучения и развития, желание куда-то расти, больше делать хороших, красивых кадров. Если у человека вообще нет фотоаппарата, то дать ему желание купить, приобрести, поехать в следующую поездку с камерой и начать что-то снимать.

А профессионал, соответственно, получает лучшие видовые точки. Он не тратит время на поиск. В любом месте фотогиды покажут лучшую точку и ракурс, интересные моменты. Если человек сам поедет, то он их просто не найдет или потратит много времени на это. Потому мы даем человеку возможность экономить время, силы и показываем самые лучшие места, откуда, когда и что снять.

п. Ольхон, Байкал; фото Станислава Казнова

AH:

— В чем ключевые особенности Ваших фототуров?

С.К.:

— Сейчас очень много фототуров. Наш конек — само мероприятие должно состоять из «вау-эффектов». Причем это состояние должно присутствовать у человека ежедневно. Удивление, а не просто красиво. Если мы берем центральную Россию: Владимир, Нижний Новгород, Ярославль, Кострома и т. д. то, в принципе, они все похожи. Если человек поедет по этому маршруту, то отличаться места будут очень слабо. Тут Кремль — там Кремль. Тут церковь — там церковь. Да, красиво, но «вау-эффекта» нет. Поэтому мы пока стараемся такие классические маршруты не брать.

Например, в нашем последнем фототуре Эльтон цвел. Цвели микроводоросли. Все было абсолютно розового цвета. Это была гигантская плоскость, сверху полностью голубая, а снизу полностью розовая. Абсолютная тишина и штиль. Люди там терялись и не знали, что делать от состояния счастья. Кричали и визжали. То есть действительно это «вау-эффект».

После ужина мы вернулись снимать звездное небо над озером. Люди увидели Млечный путь. У них опять удивление, так как живя в Москве, Нижнем Новгороде или других крупных городах, они никогда не видели такого.

Утром мы поехали в заповедник и увидели речку, которая была сначала бордового, потом красного, потом фиолетового цвета. Причем это были не оттенки, а насыщенные цвета. Происходит это из-за выхода различных металлов: кадмий, железо. Люди опять теряются. Сначала подумали было, что это химия…

Человек едет 3 часа из одной точки в другую, а там стоит одно какое-то дерево. У него вопрос: зачем я столько ехал, чтобы увидеть непонятно что. Он должен приехать и восхищаться. Поэтому мы планируем все наши путешествия на основе таких «вау-эффектов». Во всех местах их, конечно, не спрогнозируешь, но максимально постараться это сделать можно. И благодаря этому у нас 30-40% тех, кто с нами ездил, возвращаются в наши новые поездки.

оз. Эльтон и Баскунчак, Волгоградская и Астраханская обл.; фото Станислава Казнова

AH:

— Как Вы готовитесь к фототурам? За сколько времени начинается подготовка?

С.К.:

— Подготовка может занимать от полугода и больше. Составление маршрута, различные нюансы принимающей стороны, бронирование гостиниц, мониторинг прогноза различных погодных условий и явлений. Если мы говорим про северное сияние, то нельзя просто взять и сказать, что мы поедем, например, с 10 по 20 февраля.

Даты наших фототуров мы планируем на пике солнечной активности, то есть когда больше вероятности, что будет сияние. Это определенные данные, которые мы постоянно смотрим, анализируем. И уже на их основании мы и назначаем даты туров. Остальное все как у любых путешественников: подготовка личных вещей. Все это обсуждается, что и как нужно, в зависимости от конкретного региона.

Где-то нужны, например, резиновые сапоги. На озерах есть тонкая корка соли, которая как миллиарды иголок. Если идти босиком, то это невыносимо больно. Какие-то самые простые сапоги, которые пусть даже потом можно выбросить, должны быть. На севере должна быть не столько теплая, сколько ветронепродуваемая одежда, потому что температура может быть -5 градусов, а ветер 18 м/с. И, соответственно, по ощущениям это будет как — 25. И так далее. Все эти нюансы обдумываются, со всеми обсуждаются.

AH:

— Расскажите о Ваших дальнейших планах по фототурам. Планируете ли увеличить их число, осваивать новые места?

С.К.:

— У нас ежегодно планируется добавление порядка 2-3 новых мест и программ. В этом году (2018) мы планируем добавить Грузию, Казахстан и Дагестан. Программы будут абсолютно уникальные. По Грузии программа будет из 2 частей состоять. Всего 16 дней, 8+8, гранд-тур с двумя отрезками. Люди смогут присоединиться как к первому отрезку из 8 дней, так и ко второму, а могут пройти весь тур целиком. Идей много, что получится, пока не знаю. Но желания и оптимизма у нас вагон и маленькая тележка.

Ингушетия (слева) и Северная Осетия (справа), Кавказ; фото Станислава Казнова

AH:

— Скажите несколько слов о своих достижениях в фотографии: конкурсах, публикациях. Как Вы к ним относитесь?

С.К.:

— Я достаточно субъективно к этому отношусь. Потихонечку, если куда-то зовут поучаствовать, я участвую, отправляю свои фотографии. И в журналы, в частности National Geographic Traveller берет у меня какие-то фотографии. На местном уровне тоже определенные конкурсы есть, побеждал и участвовал. Но я к этому спокойно отношусь, расскажу почему.

Мне больше интересно, когда обращаются люди, которые просят у тебя фотографии для себя. Кто-то просит для интерьеров, кто-то в подарок хочет сделать постеры, как картины, кто-то для украшения кафе. Когда обращаются напрямую и просят то, что нравится, для меня более ценно. Такой отклик для меня лично — это очень здорово!

Буквально на этой неделе три момента было: попросили одну готовую фотографию и две по Нижнему Новгороду сделать. Они показали мои фотографии, которые им нравятся, но их не было в большом разрешении. Раньше снимал другой техникой, а сейчас большой формат. Буду их переснимать уже под заказ конкретным людям заново уже в большом размере.

AH:

— Что Вы можете сказать об актуальности сервиса activehike? Знакомы ли с ним?

С.К.:

— Вообще сама площадка и то, что Вы аккумулировали все маршруты, все предложения в одном месте — это, конечно, здорово. И в поиске Вы практически на первом месте и в Яндексе, и в Гугле. Мне нравится, я даже для себя мониторю, у кого какие новые маршруты появляются. Я их изучаю, смотрю на перспективу и вообще. То есть такой агрегатор — это нормально, почему нет. Идея хорошая, она правильная.

Ивановская обл. (сверху), с. Парское (слева) и Храм Покрова на Нерли (справа); фото Станислава Казнова

AH:

— Чего, по Вашему мнению, на сегодняшний день не хватает в российском фототуризме? И каким Вы видите его будущее?

С.К.:

— Вопрос действительно серьезный. Я бы ответил так. Нельзя сказать, что фототуризм — это только те люди, которые его проводят и участвуют. То есть именно фотогиды и непосредственные участники. Есть еще принимающие стороны и инфраструктура. Все это взаимосвязано. Есть отдельные моменты, которые у нас в стране отсутствуют вообще напрочь, дороги, например.

В этом году был случай, когда Териберка была закрыта 2 недели, то есть 2 недели люди не могли ни попасть туда, ни выехать. Дорогу не могли прокопать от снега. Мы говорим, что сейчас XXI век, а в населенный пункт нельзя доехать. Это абсурдно. Вот и представьте, люди делают туда тур, приезжают и не могут оттуда выбраться вообще никаким путем. А это могут быть люди из любой точки как нашей страны, так и из других стран.

Еще нет какого-то сервиса. В многих местах ценовая политика определяется «хотелками» местных. Если они решили, что это будет стоить 5 000, то это будет стоить 5 000. «Кроме меня тебя никто не повезет никуда». Также этот человек может сказать, что это будет стоить 100 000, любую сумму назвать, которую ему захочется. Соответственно, вариантов никаких нет. И цивилизованного туризма в России сейчас очень сильно не хватает. Вот это я вижу большой проблемой.

А с точки зрения перспектив и будущего — дело благое, интересное и увлекательное. Я думаю, что перспективы, конечно, есть. Время покажет. Людей, которые приобрели камеры, становится все больше. А отсюда и перспективы, что они захотят куда-то поехать, растут.

AH:

— Дайте пожалуйста один важный совет нашим читателям.

С.К.:

— Не лениться, меньше смотреть телевизор, меньше сидеть дома. Мир — больше, чем квартира и лестничная клетка. Больше выходить, гулять, ездить, стараться узнавать что-то новое для себя и, конечно же, присоединяться к нашим маршрутам.

п. Териберка, Мурманская обл.; фото Станислава Казнова

AH:

— Спасибо Вам большое за участие! Успехов в творчестве!

© интервью подготовлено командой проекта «Активный путь»

 

Вы можете присоединиться к любому из действующих авторских фототуров Станислава Казнова и отправиться в путешествие в одно из самых красивых мест России.

 

 


Подпишитесь, чтобы быть в курсе событий

и первыми узнать о появлении новых предложений на нашем сайте.
Если у Вас есть мечта о каком-то путешествии, которого нет среди наших фототуров, напишите нам об этом.
Мы с удовольствием организуем его для Вас.