Как делать хорошие фотографии на любую камеру? Что важно в организации фототура? Почему Крым — лучший регион для их проведения? Об этом и не только мы побеседовали с Вячеславом Лузановым — фотографом и преподавателем фотографии.

Всего три года назад Вячеслав переехал в Крым и начал профессионально заниматься организацией фототуров. Сейчас он активно путешествует по Крыму, находя все больше интересных мест для своих фототуров, а также открывает фотошколу по обучению фотографии.

Для меня фотография — это способ познавать мир. Хочется не просто делать открытки, но и разбираться, что за камни лежат под ногами, что где растет, бегает, ползает, летает. Я изучаю природу: геологию и палеонтологию, животных и растения Крыма. Поэтому наши фототуры интересны не только фотографам, они интересны всем, так как в них есть полноценное экскурсионное сопровождение.
Крым в плане фототуризма — уникальный регион России, где можно делать огромное количество неповторяющихся маршрутов. В Крыму просто неимоверный простор для творчества, не зря же его называют миром в миниатюре. Получается, что круглый год можно делать разные фототуры по 2 раза в месяц. В таких популярных регионах России, как Камчатка и Байкал, это невозможно сделать.Вячеслав Лузанов

 

ActiveHike:

— Вячеслав, расскажите немного о себе.

Вячеслав:

— Я — фотограф, организую фототуры по Крыму, где живу уже третий год. Переехал из Москвы, родом из Вильнюса. Закончил художественную школу, обучался у мастеров фотографии. Занимаюсь фотографией профессионально, организую фототуры и обрабатываю фотографии на заказ, обучаю фотографии: открываю сейчас свою фотошколу.

Если я что-то делаю, то погружаюсь в тему с головой, стараюсь, чтобы все было идеально. Практически всем, что делаю в фотографии, я в настоящий момент не доволен. Считаю, что фотографии и фототуры можно и нужно делать лучше. И постоянно совершенствуюсь в обоих сферах.

AH:

— Как произошло Ваше знакомство с фотографией?

В.Л.:

— У меня нет долгой истории о том, что мои родители занимались пленочной фотографией. После окончания художественной школы я уже немного был знаком с изображением. Когда я жил в Москве, у одного моего знакомого был фотоаппарат, и ему нужны были деньги. Я купил у него фотоаппарат, который по идее мне не был нужен. Так случайно мне попала в руки цифровая камера Canon 450D с самым дешевым китовым объективом.

AH:

— Где и как Вы учились фотографии и кто повлиял на Ваше творчество?

В.Л.:

— Я начал снимать и понял, что самостоятельное изучение фотографии ни к чему не приведет. Так как все, чем занимаюсь, я стремлюсь делать профессионально, то я нашел ребят, которые хорошо снимали, и попросился к ним в ученики. Они занимались со мной индивидуально. В основном это были Саша Киценко и Даниил Коржонов.

Я довольно быстро рос и вскоре зарабатывал свои первые «Фото дня» на популярном тогда «Фотосайте». Активно выкладывал фотографии, набрались какие-то подписчики в социальных сетях. Потом на некоторое время забросил это дело. Продолжил выкладываться, когда начал водить фототуры, так как нужно себя раскручивать.

Москва; фото Вячеслава Лузанова

AH:

— Что Вас вдохновляет в фотографии? Что для Вас важнее: процесс съемки или результат?

В.Л.:

— Для меня все важно. С помощью фотографии я познаю мир, а еще я коллекционер, собираю виды. Если я увидел у кого-то красивый снимок, то пересниму себе. Не важно, баян это или не баян, у меня он должен быть. В некоторые места приходится много раз ездить, например, на Ай-Петри я был уже раз 30, но еще не снял тот самый кадр. То погода не складывается, то приходится оставаться с кем-то из туристов внизу. Таких «невезучих» точек много, и очень много мест, которые я еще не открыл для себя.

Конечный результат для меня тоже важен. Я люблю фотографии обрабатывать, люблю повозиться с ними: посидеть, порисовать. Бывает, что фотография сразу сделана хорошо, и выкладываешь ее практически без обработки. Я такую фотографию через себя не пропускаю, она мне не дорога. Я должен над ней посидеть.

Вообще я такой фотограф, который может потерять архивы ценных фотографий и спокойно это воспринимать. Например, кошка разбила диск, на котором хранились все фотографии из поездки на Камчатку, а резерва нет, только в социальных сетях что-то осталось. Я даже не собираюсь восстанавливать этот диск, лучше поеду и еще поснимаю. Все-таки для меня процесс важнее, причем как процесс съемки, так и обработки.

AH:

— Есть ли у Вас любимые места, погода, сюжеты, форматы фотосъемки?

В.Л.:

— Если я самостоятельно выезжаю на съемку, а не с группой, то строю для себя план с краеведческой точки зрения. Выбираю место, которое хотелось получше изучить, а со светом и погодой может повезти, а может – нет. Самые интересные фотографии получаются, конечно, в горах. Есть в Крыму красивые атмосферные явления, например, чечевицеобразные облака, которые называют еще лентикулярными. Они образуются в горной местности и напоминают гигантские летающие тарелки. Когда удается их увидеть и поснимать, это очень здорово.

Есть еще одно интересное атмосферное явление, когда облака под тобой и над тобой одновременно. Ты получаешься как в сэндвиче. Если повезет оказаться в нем на закате или рассвете, то облака загораются и сверху, и снизу. Я такое видел один раз и был без фотоаппарата. С тех пор мечтаю побывать в таком сэндвиче еще.

В горах снимал Брокенских призраков (тень человека на облаке, иногда окруженная радужным ореолом), очень красивое явление. Бывает, что плотное облако поднимается по крутому склону горы. Оно выходит на границу обрыва и продолжает некоторое время двигаться вертикально вверх. В него можно протянуть руку, и она начнет растворяться. Языки облаков, двигающиеся внизу, как морские приливы и отливы, тоже очень красиво смотрятся. Да, в горах много природных чудес, поэтому горы для меня – наиболее интересный объект с точки зрения фотографии.

Крым; фото Вячеслава Лузанова

AH:

— Расскажите историю одной из своих самых любимых фотографий, о которой приятно вспомнить.

В.Л.:

— Хороших пейзажных фотографий у меня много, а вот удачных снимков животных практически нет. Есть одна фотография, чуть ли не единственная, которую я считаю удачной, — это косуля в прыжке. Единственный мой черно-белый снимок, хотя для меня цифровая фотография без цвета — это читерство. Был очень красивый закат, фотография была полностью золотая. Я сделал ее черно-белой, потому что в этом цвете косуля терялась.

Кроме этого снимка все мои фотографии цветные. Из живописи я принес любовь к импрессионизму. Картина живет цветом, все остальное вторично. Если хорошо подобрать цвет, картина оживает, появляется настроение. Но на этом фото косули цвет, на мой взгляд, оказался лишним.

Интересна история кадра. Мы шли по нижнему плато Чатыр-Дага весной. Накануне несколько дней шли сильные ливни, поэтому людей на горе не было. А животных, наоборот, оказалось очень много. Мы слышали оленей и видели много косуль, но сфотографировать их не получалось. Они замечали нас раньше и быстро уносились в лес. Расстояние большое, и на фотографии они получались как точки вдалеке. Мне это надоело, и я решил снимать наугад, как только услышу какое-то движение.

Эту фотографию я сделал от бедра. Косуля в какой-то момент прыгнула, я даже ее не видел. Что-то мелькнуло, я сделал два кадра на скоростной съемке. На первой фотографии прыжок в высокой фазе, а на второй только ноги были видны: она уже ушла. Получается, что благодаря фотографии я и увидел эту косулю. Там, конечно, был завален горизонт, потому что снимал от бедра. Потом я ее скадрировал, выровнял горизонт. Снимок уникален еще потому, что сделан на объектив 70 мм, который совсем не подходит для съемки животных.

Крым; фото Вячеслава Лузанова

AH:

— Что Вами движет в постоянном поиске новых мест?

В.Л.:

— Знакомый фотограф как-то сказал, что во мне борются фотограф и краевед. Я это запомнил и теперь себя так и называю. Помимо того, что фотографирую, я изучаю местность: историю, археологию, геологию, ботанику, зоологию. Все эти естественные науки мне близки.

Для меня фотография — это способ познавать мир. Хочется не просто делать открытки, но и разбираться, что за камни лежат под ногами, что где растет, бегает, ползает, летает. Я изучаю природу: геологию и палеонтологию, животных и растения Крыма. Поэтому наши фототуры интересны не только фотографам, они интересны всем, так как в них есть полноценное экскурсионное сопровождение.

AH:

— Что Вас привлекает в фототурах? Давно ли занимаетесь их организацией?

В.Л.:

— Я много лет работал в ресторанном бизнесе, потом устроился на должность инженера в крупную московскую компанию. Но все это мне не понравилось. Хотелось чего-то творческого, хотелось черпать энергию и вдохновение от работы. В какой-то момент пошли заказы на обработку фотографий. Обрабатывал фотографии тех людей, которые много путешествуют. Благодаря этому я, можно сказать, виртуально посетил весь мир. Но хотелось путешествовать и в реальности.

Поначалу была идея просто отбивать собственные поездки путем организации фототуров. Так 99% начинают водить фототуры. Мы с другом придумали фототуры выходного дня, сделали группу в «Фейсбуке», провели выставку. После этого началось массовое увлечение фототурами выходного дня. Они и раньше были, но их популярность стремительно выросла после выставки «Душа России» в 2015 году, которая провисела в центре Москвы, путешествовала по всей России. Помогала проводить выставку РПЦ.

Я решил заняться фототурами выходного дня. Запустили этот проект, начали потихоньку развивать. Но сам на нем ничего не смог заработать, так как практически сразу уехал в Крым.

В Крыму мы держали свою турбазу в Лучистом под Демерджи. Начали приглашать друзей, люди поехали. Запустили свой сайт, начали рекламироваться в социальных сетях. Люди продолжают ехать третий год. Сделали фототуры своей работой. Сейчас я с удовольствием путешествую по Крыму, рассказываю о нем людям. В турах практически не снимаю, а работаю с людьми.

Липецкая обл.; фото Вячеслава Лузанова

AH:

— Чем фототур отличается от обычного тура и кому может подойти?

В.Л.:

— Прежде всего, стоимостью. Фототуры дороже в несколько раз. Стоимость любого тура складывается из трех компонентов: питание, проживание, трансфер. Причем нужно четко следить за тем, чтобы все три компонента в нем были. А внутренние услуги, которые предлагаются в фототуре: сопровождение фотографа, мастер-классы и прочее, — это уже вторично.

Многие наши туристы — не фотографы. На рассветы они с нами не ездят, им это не нужно. Они участвуют в дневной программе и с удовольствием едут на закат. В фототурах можно увидеть все объекты в самое красивое время, что важно для любого любителя природы.

Если сравнивать фототуры с походами, то первые гораздо комфотнее: есть трансфер на протяжении всего маршрута, проживание, как правило, на турбазах или в отелях. Не нужно готовить еду, носить тяжелые рюкзаки, ходить на большие расстояния. Задача туристов – отдыхать и фотографировать.

AH:

— Как Вы готовитесь к фототурам? За сколько времени начинается подготовка?

В.Л.:

— Это долгий процесс, практически бесконечный. Мы постоянно модернизируем программу: что-то добавляем, убираем. Если совсем новый фототур, то нужно пару месяцев, чтобы организовать его с точки зрения транспорта и проживания.

AH:

— Принимаете ли Вы участие в фотоконкурсах?

В.Л.:

— Раньше участвовал, но уже очень давно перестал это делать. Я фотошопщик, а в России фотоконкурсы очень не лояльны к тем людям, которые обрабатывают фотографии.

Алтай; фото Вячеслава Лузанова

AH:

— В чем ключевые особенности Ваших фототуров?

В.Л.:

— Особенность наших фототуров в том, что мы — местные, хорошо знаем Крым, ориентируемся на месте, можем выбрать лучшие точки, откорректировать маршрут по погоде.

Мы делаем 2 типа фототуров. Первые дороже и рассчитаны на меньшее количество людей: 4-6 человек. В этом случае мы мобильны и можем работать с каждым человеком отдельно, корректировать маршрут по общей договоренности. Фототуры, как правило, недельные и рассчитаны на полноценный отпуск.

Вторые — промотуры, которые в разы дешевле, короче, рассчитаны на большее количество людей. Мы планируем проводить их 2 раза в год: на мартовские и ноябрьские праздники. Ниже нашего ценника на промотуры вряд ли кто-нибудь сможет предложить.

Моя жена — крымчанка, с двумя высшими образованиями – геоморфолог и инженер садово-паркового хозяйства. Она хорошо знает Крым и уже 15 лет работает в сфере туризма. Половина людей, которые к нам возвращались, делали это из-за нее. Я у нее активно учусь и уже тоже могу грамотно рассказать о флоре и фауне, геологии, истории полуострова.

В Крыму можно быстро сориентироваться и сменить заявленные точки на другие. Например, при отсутствии снега на Демерджи зимой можно поехать на водопады. Нередко район, заявленный в программе, заливается дождями, а в другом конце Крыма в это время светит солнце. Нужно оперативно принять решение и скорректировать маршрут.

У нас так было летом. По программе был заявлен Восточный Крым, а по прогнозу шторма, ураганы и прочее. Я настоял на том, чтобы мы поехали в Западный Крым, хотя не все хотели менять направление. В итоге там, где мы должны были стоять изначально, селевой поток смыл целую деревню. А мы даже дождя не видели. Поэтому лучше путешествовать с местными, которые хорошо ориентируются в регионе.

Крым, фото Вячеслава Лузанова

AH:

— Какую фототехнику Вы используете? Что больше всего Вам подходит?

В.Л.:

— Я снимаю на камеру Nikon D800 с топовым объективом. Начинал с Canon 450D, пробовал разные фотоаппараты и пришел к выводу, что хорошие снимки можно делать на любую технику.

Для пейзажной съемки у меня сейчас два объектива: Nikkor 14-24 f/2.8 и Nikkor 24-70 f/2.8. Это топовые объективы, но можно использовать любые в этом диапазоне фокусных расстояний. Раньше у меня было много разных фотоаксессуаров. Я вырос в московской фототусовке, там очень любят всякие гаджеты, которые, несомненно, упрощают жизнь фотографу, но и прибавляют веса в рюкзак.

Со временем я стал откидывать все лишнее, потому что это для меня не нужно. Я не делаю мегакачественные снимки, которые можно распечатать на стену. У меня другая задача: получение красивых фото для интернета. Я отказался от пультика, у меня нет никаких фильтров. Есть только фотоаппарат, два объектива, тряпочка, чтобы протирать линзы, и штатив.

AH:

— Что Вы думаете об обработке фотографий? Как построен этот процесс у Вас?

В.Л.:

— Как уже говорил, я занимаюсь обработкой фотографий на заказ. Сейчас это у меня основной вид деятельности, много заказов приходит. Со временем вырабатывается какой-то алгоритм. Раньше я обрабатывал по 60 фотографий в день, мой рекорд — 100 фотографий в день. Это было без единого пресета или плагина. Все делаю вручную, ориентируясь на свое цветовое ощущение. Я на мастер-классах все это рассказываю. У меня есть youtube канал, где я бесплатно выкладываю свои мастер-классы, провожу стримы.

Сначала в Лайтруме делаю техническую обработку, как я ее называю. В Фотошопе уже делаю художественную часть. Есть определенные алгоритмы для разных сюжетов: зимнего, ночного, закатно-рассветного. Я научился обрабатывать дневные фотографии и понял, что делать с резким светом при обработке.

Крым; фото Вячеслава Лузанова

AH:

— Расскажите о Ваших дальнейших планах по фототурам. Планируете ли увеличить их число, осваивать новые места?

В.Л.:

— У нас большие амбиции и хочется путешествовать по всей России. Мы сделали фототур в Калмыкию, но я понял, что все это нечестно по отношению к потребителю. Во-первых, нужно очень хорошо знать регион, чтобы на месте корректировать программу и оперативно решать все вопросы. Во-вторых, желательно, чтобы гид сам не бежал снимать впереди своих туристов, его первостепенная задача – обучение и помощь. Нужно немного пресытиться видами местности, чтобы спокойно помогать кому-то разбираться в настройках или выборе места съемки, когда полыхает закат, розовеет красивый рассвет или сияет радуга.

Крым в плане фототуризма — уникальный регион России, где можно делать огромное количество неповторяющихся маршрутов. В Крыму просто неимоверный простор для творчества, не зря же его называют миром в миниатюре. Здесь есть практически все типы ландшафтов, кроме ледников и песчаных дюн. Есть речные каньоны, пещеры, водопады, своя маленькая африканская саванна (г. Караул-Оба), свой Дикий Запад (Ак-Кая), даже свой маленький фьорд, только не ледникового, а тектонического происхождения (Балаклавский залив). Недавно мы с ребятами снимали в Зеленогорье, где местность очень похожа на Алтай или Камчатку, но уж никак не на Крым.

А еще на полуострове с февраля по конец июля постоянно что-то цветет. Заканчивается цветение, начинаются августовские звездопады, потом золотая осень, потом замерзают водопады, и вот уже снова февраль и подснежники. Получается, что круглый год можно делать разные фототуры по 2 раза в месяц. В таких популярных регионах России, как Камчатка и Байкал, это невозможно сделать. Так что развиваться и расти в Крыму есть куда. А сделают мост, и мы поедем еще Кавказ осваивать.

AH:

— Что Вы можете сказать об актуальности сервиса activehike? Знакомы ли с ним?

В.Л.:

— Года три назад создание агрегатора фототуров стало актуально для фотоиндустрии, так как появилось множество фотогидов. Поэтому Ваш ресурс очень полезен. Как и в любой другой сфере туризма, все агрегаторы и операторы занимают важное место.

Крым; фото Вячеслава Лузанова

AH:

— Чего на сегодняшний день не хватает в российском фототуризме? И каким Вы видите его будущее?

В.Л.:

— В России в настоящее время мало фотогидов, которые делают туры своим основным видом деятельности и относятся к ним как к работе. Фотографы ездят по всему миру и зачастую не очень хорошо знают регионы, куда приезжают с турами. Они готовятся, конечно, но там нужно жить, чтобы быстро ориентироваться. У нас очень мало фотогидов, которые живут в том районе, где работают. Мы выбрали такой подход.

Поселившись в Крыму, я работаю здесь уже третий год и все еще продолжаю изучать местность и совершенствовать свой продукт. Хотелось бы видеть такой подход у всех фотогидов, тогда получится в России развить профессиональный фототуризм. Хотя, конечно, я не единственный. Есть хорошие фотогиды на Камчатке, Алтае, Кавказе и в других регионах.

Часто у фотогидов нет бизнес жилки и желания сделать из этого продукт, а не самостоятельные путешествия за счет других людей. Фотографы — люди творческие, воздушные. Сегодня они хотят путешествовать, завтра уже чем-то другим занимаются. А в этом деле важны профессиональная организация туров и готовность предоставлять качественные услуги.

AH:

— Дайте пожалуйста один важный совет нашим читателям.

В.Л.:

— Чтобы быть успешным фотографом и делать хорошие снимки, нужно постоянно учиться и быть недовольным художником. Если тебе твои фотографии нравятся, то начнется стагнация. Нужно радоваться новым открытиям, как ребенок. Не быть снобом, не спорить в социальных сетях о том, какие фотографии лучше, просто делать то, что нравится. Смотреть фотографии хороших фотографов, нарабатывать большой визуальный опыт.

Крым; фото Вячеслава Лузанова

AH:

— Спасибо Вам большое за участие! Успехов в творчестве!

© интервью подготовлено командой проекта «Активный путь»

 

Вы можете присоединиться к любому из действующих авторских фототуров Вячеслава Лузанова и отправиться в путешествие в одно из самых красивых мест России.

 

 


Подпишитесь, чтобы быть в курсе событий

и первыми узнать о появлении новых предложений на нашем сайте.
Если у Вас есть мечта о каком-то путешествии, которого нет среди наших фототуров, напишите нам об этом.
Мы с удовольствием организуем его для Вас.